Актуальность эксперимента

Стремительные изменения во всех сферах жизни общества ставят перед системой образования новые задачи, от решения которых зависит возможность сохранения и преумножения потенциала страны. Одна из них – развитие детской одаренности, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы полной самореализации личности в образовательной и профессиональной деятельности, в семье и общественной жизни. Значимость поддержки и развития одаренности детей в школьном возрасте определяет большой интерес к ней педагогической науки и практики.

В отечественной психологии существуют различные подходы к пониманию одаренности и возможностям ее развития у детей. Одни считают детскую одаренность уникальным явлением и наиболее важной практической задачей признают поиск таких детей. Другие считают, что каждый ребенок от природы одарен, нужно только создать благоприятные условия, чтобы развить эту одаренность.

К сожалению, сложившаяся практика работы образовательных учреждений в основном сводится к привлечению уже проявивших себя одаренных детей к участию в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и поощрению их успехов. В результате и эти дети не получают необходимой поддержки в решении свойственных им многочисленных психологических и социальных проблем и, тем более, те дети, чья одаренность еще не очевидна ни для педагогов, ни для родителей, ни для них самих. Более того, специфические трудности адаптации одаренного ребенка к школьным условиям нередко становятся причиной неприятия его и сверстниками и педагогами, что приводит к замедлению и искажению его развития.

Наиболее продуктивный, основанный на гуманистических взглядах, подход к развитию детской одаренности предполагает целенаправленную работу школьных педагогов и специалистов по развитию потенциальных возможностей у всех детей и создание в школе особой развивающей среды, благоприятной для проявления детской одаренности в различных видах деятельности. Значительно увеличить вклад школы в развитие детской одаренности могут современные образовательные технологии, позволяющие создать необходимые условия для проявления и развития одаренности, но недостаточно известные педагогам.